kiricheshki (kiricheshki) wrote,
kiricheshki
kiricheshki

Category:

Зачем стране Советы?

Чтобы были!

Красноярские депутаты в своей скромности дошли до того, что решили сами себя ограничивать.

У них, конечно, нет госдумовских зарплат, которые можно было бы направить в другие, более, скажем так, проветриваемые карманы. Не маячат, в отличие от более высокопоставленных коллег, перед ними в будущем и огромные пенсии. Впрочем, многим не на один срок дожития хватит уже сегодня заработанного. Поэтому, конечно, жаль, что всем этим они не могут поделиться с нами, не столь удачно реализовавшими своим возможности в финансовом плане.

Но здесь ценен не результат, а сам порыв, выхлоп. И выхлоп - безусловно, впечатляющий, ради него действительно стоит переписывать Устав города, обеспечивая тем самым реальной работой какое-то количество реальных людей. В общем, хватит ходить вокруг да около - самоограничить наши депутаты решили свои полномочия! Теперь подробности.


Помните Александра Коропачинского? В 2013 году он победил на выборах и стал депутатом Красноярского горсовета - одним из видных представителей в нём строительного лобби. А через три года устал и в августе сказал, что уходит. Депутат сказал - депутат сделал.

А помните Сергея Суртаева? Он тоже победил на выборах в 2013 году и стал депутатом. Правда, без лобби за спиной. А в 2016 году решил поучаствовать в выборах в Заксобрание. Но набранных 7 процентов ему для победы не хватило. И Сергей тоже решил уйти. О чём и известил горсовет в виде собственноручно написанного заявления о сложении полномочий.

Впрочем, избиратели, которые не доверили ему мандат краевого депутата, не захотели, по его словам, чтобы он расставался с мандатом депутата городского. И уговорили остаться. Исполняя их волю, Сергей пошёл и написал другое заявление - об отзыве того своего первого заявления.

Ну и кому, казалось бы, какое дело, что там, в порыве душевных переживаний, наложенных на поствыборную осеннюю депрессию, напишет тот или иной гражданин. Но коллеги Сергея не оценили эти его терзания. И из горсовета его всё равно выкинули.

К счастью, повод был. По весне господин Суртаев несвоевременно сдал декларацию о доходах за 2015 год. Этим его коллеги и добили. Нарушил закон - уходи. Такова принципиальная позиция наших избранников. Правда, вместе с ним тот же самый закон нарушили ещё 4 депутата. Но к ним столь строгого счёта не было. Впрочем, у них и банковские счета гораздо серьёзнее. Ну да сейчас не об этом.

Видимо, этот уход - не уход Сергея столь впечатлил его старших коллег (а он был одним из самых молодых в горсовете), что они решили на будущее подстраховаться и запретить самим себе менять свои собственные решения. Раз и навсегда. Ну, может быть, дать несколько дней на осмысление своего поступка, но не больше.

В общем, служащие городской администрации уже вынуждены переписывать Устав Красноярска, чтобы наши депутаты проголосовали теперь за его новую редакцию. Зачем? Ну, надо же им чем-то заниматься. В конце концов, не разбираться же всерьёз в хитросплетениях городского бюджета, дабы, скажем, избежать казуса, случившегося в начале года с молодыми семьями, про помощь которым депутаты просто забыли. Слава богу, что люди у нас уже давно научились сами о себе напоминать.

КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ ПОПРАВКИ

Столь занятное направление депутатской деятельности мы попросили прокомментировать, конечно же, самих виновников торжества. Из ныне действующих отозвался известный своим креативом депутат по мандату, по призванию - ресторатор Владимир Владимиров.

- Это о горсовете? - уточнил Владимир Владимирович.

- Да,- ответили мы.

- Не знаю даже. Была куча поправок, многие не поддержали. Мнение такое, что депутаты не знают, чем заняться, дурью маются, вносят поправок кучу. Например, Золотухин. Даже обиделся и убежал, сорвав комиссию из-за того, что не поддержали его поправки,- сразил откровениями Владимир Владимирович.

- Это по поводу каких поправок он так расстроился? - поинтересовались мы.

- По поводу открытого голосования на выборах главы города, например.

Спросив на всякий случай, есть ли ещё какие-нибудь замечательные примеры из жизни и деятельности городского Совета, и не получив их, мы поблагодарили Владимира Владимировича за сотрудничество.

ОБРАТНОЙ ДОРОГИ НЕТ

Зато достаточно многословным оказался бывший коллега нынешних городских депутатов Александр Глисков, перебравшийся осенью на уровень повыше и заседающий теперь в Заксобрании, став лидером фракции ЛДПР.

- Идея ограничить возможность отзывать своё заявление о сложении полномочий возникла не на пустом месте, она связана с прецедентом, который недавно имел место,- пояснил нам очевидное Александр Александрович.

И тут же заметил, что федеральный законодатель давно расставил все точки над "i". На сей счёт, оказывается, существуют разъяснения комитета Госдумы по местному самоуправлению, и достаточно просто констатировать факт сложения депутатом своих полномочий. С того момента, как заявление подано, депутат перестаёт считаться таковым. И ближайшая сессия формально это фиксирует.

По крайней мере, в этом уверен господин Глисков. При этом сам он считает, что если уж решился уйти - иди. Не запоминай обратную дорогу.

- Но нельзя сказать, что это какое-то ограничение прав и полномочий депутатов. Это рациональное решение, направленное на то, чтобы лучше думали, прежде чем такие необратимые поступки совершать,- резюмировал представитель краевого парламента, в очередной раз скатываясь до очевидного. Потому как даже не депутату, прежде чем принять какое-либо решение, рекомендуется хотя бы немного подумать.

Впрочем, обычным гражданам регламент или Устав для этого совсем не нужен.

- А не кажется ли вам, что данная инициатива, вызванная, так сказать, светлой памятью о Сергее Суртаеве, теперь всю ситуацию с лишением его полномочий представляет в несколько ином свете? Получается, что он был этакой костью в горле горсовета,- расширяем мы тему.- Ведь если депутаты ставят на первое место принципиальность и данное однажды слово, то и сами должны быть принципиальны до конца. Чего в истории с просроченными декларациями, увы, не наблюдается. Суртаев единственный из пяти оказался за чертой легитимности. Он ответил своим мандатом, другие, кажется, даже лёгкий испуг не испытали.

- Это очевидно, что голосование носило субъективный характер. В отношении каждого депутата присутствовал такой момент. Против кого-то больше проголосовало, против кого-то меньше. Поэтому каждый из потерпевших должен сам...

- Ну, потерпевший-то у нас оказался один - Суртаев,- перебиваем мы Александра Александровича.

- Да. Но что касается нормы закона, то прокуратура же после в суд не обратилась, значит, это право депутатов: лишать или не лишать коллег полномочий в связи с дефектами в декларациях. Не согласен я здесь с тем, что депутат был костью в горле. Просто коллеги решили так. Горсовет Красноярска - он демократичный.

- И насколько же он демократичен, если депутаты так ещё и не определились, проводить или не проводить довыборы по тем округам, где теперь нет своих депутатов? Это ведь треть избирателей города.

- По моей информации, 1 марта будет комиссия, а 14 марта - сессия, где возможность проведения довыборов будут рассматривать. Какое решение примут - вопрос неоднозначный. Я считаю, что надо проводить, это обязанность представительного органа - назначить довыборы. И, собственно, никогда прежде такой проблемы не возникало. Потому что это не вопрос целесообразности, а вопрос демократического устройства. Мы по Конституции - демократическое государство.

- Но если выборов не будет и нынешние наши избранники посчитают, что на этих округах можно обходиться без депутатов, то почему на других - нет? Значит, вообще можно без горсовета обойтись? Заксобрания на всех хватит!

- Да-да, я считаю, что так можно до многого договориться. В том числе и вообще до целесообразности существования местного самоуправления, выборов как таковых. Насколько я понимаю, заминка вызвана тем, что у правящей партии есть некоторые сомнения в том, что "Единая Россия" победит во всех шести округах.

- А впереди ведь выборы мэра. И утверждать его кандидатуру будут городские депутаты.

- И в этом есть такой подвох, что если депутаты шести крупных округов будут отсутствовать, то это значит, треть избирателей Красноярска никаким образом, даже косвенным, не принимает участие в выборах мэра. И легитимность главы города от этого становится, конечно, меньше. Люди ведь сделают выводы свои.

- Может быть, всё гораздо проще, и депутаты не хотят тратиться на довыборы в целях экономии бюджетных денег?

- Есть тысяч других способов сэкономить бюджетные деньги. Например, освещение в СМИ работы горсовета,- сказал нам напоследок господин Глисков.

Ну да, на СМИ у нас умеют хорошо экономить. Особенно краевое правительство. Особенно на "Красноярском рабочем". Правда, денег в бюджете от этого всё равно больше не становится, на них просто печатают другие заметки в других газетах. Ну да и об этом тоже как-нибудь после.

ПРОКЛЯТОЕ ВОСПИТАНИЕ

Ну что ж, после того, как мы всуе здесь столько раз помянули депутата Суртаева, был бы грех не обратиться лично к нему. Возможно, что сам он лучше всех понимает этот депутатский позыв к самоограничению.

- Действительно, депутаты приняли решение о внесении в Устав Красноярска поправок, касающихся прекращения депутатских полномочий при наличии личного заявления депутата,- скучно, совсем без владимировского задора начал Сергей.

- Связываете ли вы этот шаг с вашим осенним демаршем, когда после выборов вы написали заявление о сложении полномочий, а потом его отозвали? - перебиваем (профессия обязывает) мы его.

- Я создал прецедент. Но, если вы помните, отозвал заявление лишь после того, как избиратели Советского района попросили меня остаться в депутатах. Я был вынужден так поступить. Это решение вызвало немало споров. Хотя моё мнение - выбор каждого депутата, как и когда ему принимать решение о сложении им полномочий или необходимости их сохранения. Бывают различные ситуации и обстоятельства, поэтому необходимо иметь возможность корректировки.

- И всё-таки, зачем депутатам, так сказать, самоограничивать себя? Не кажется ли вам, что чем дальше, тем больше у нас нивелируется сам институт Советов как самостоятельной ветви власти, превращаясь в придаточное звено исполнительной? Может, тогда есть смысл нам вообще отказаться от таких Советов?

- Подобные события носят исключительный характер и случаются крайне редко. И, как мне кажется, коллеги особо не вникали в природу вопроса и автоматически поддержали поправку. Институт представителей из числа граждан во власти был в разные времена: и в царские, и в советские. В разные годы функционал разнился, но основная задача - отстаивать права жителей, доверивших этому институту право представлять свои интересы и чаяния - остаётся неизменной во все времена. Советы как минимум - трибуна, где можно поднимать важные для местного самоуправления проблемы, ставя вопросы исполнительной власти и создавая стимулы для их реализации. Это ещё и инструмент контроля власти и её эффективности.

- Но ведь иной раз Советы сами себя дискриминируют.

- Я не могу откровенно критиковать избранников народа. Всё-таки мои коллеги.

- Бывшие.

- Всё равно, уважительное отношение, как бы то ни было, сохранилось. Так воспитан.

- Проклятое воспитание!

Алексей КИРИЧЕНКО.

МНЕНИЕ

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ, политолог:

- Инициатива - вдогонку странной истории с несостоявшейся отставкой Сергея Суртаева. Сначала депутат написал заявление об отставке, потом забрал... На мой взгляд, если эта поправка в Устав будет принята, то станет, в первую очередь, хорошим средством для воспитания в наших депутатах чувства политической и человеческой ответственности за свои шаги и заявления. Нынешнему созыву горсовета Красноярска это точно не помешает. Хотя уверен, что поправка эта будет действовать в исключительных случаях. Всё-таки большинство наших парламентариев не спешат расставаться со своими мандатами. Хоть по своему, хоть по чужому желанию.

Tags: Красноярск, выборы, депутаты, советы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments